воскресенье, 7 августа 2016 г.

Немного о борще

Сегодня хочу поболтать с вами о борще, точнее о разных его рецептах. С этим блюдом у меня связана забавная история.




Замуж я вышла в 20 лет. Но надо сказать честно, к этому времени совершенно не умела готовить. Хотя мне приходилось жить самой без родителей не один день и даже не одну неделю, но дальше пожарить яйца или картошку мои умения не доходили. Хотя к тому времени накопила три тетрадки рецептов и целую папку вырезок из разных журналов. Что-то невозможно было приготовить из-за дефицита продуктов, что-то относили к праздничным блюдам, не взялась бы за это. Да к тому же папа любил только мамину стряпню, поэтому на наши детские плечи ложилась уборка, растопка печки, да стояние в очередях за молоком, маслом, колбасой и другими повседневными продуктами.

Еще роль сыграло то, что была совершенно равнодушна к еде. Несколько любимых блюд имелось (пюре картофельное, драники, блины, вареники), но и того ела мало, чуть - чуть. В школе нам давали лапшу, посыпанную голландским сыром. Сыр тогда был страшной редкостью и я ела это блюдо с удовольствием. Так как питала любовь к твердым сырам. Мечтала когда вырасту, купить много сыра и налопаться до тошноты. Кое-кто из моих одноклассников сыр не любил, поэтому моя порция превращалась не в лапшу с сыром, а в сыр с лапшой. Ням.

А это все к тому, что не любила не только борщ, но даже суп и бульон. Из борща выковыривала картофель, на этом знания о его составе заканчивались. К 20 годам рецептура была только на бумаге, но не в голове. Но какая-то тяга к кулинарии существовала, было подсознательное чувство, что пригодится. От бабушки мне досталась толстая кулинарная книга, выпущенная в конце 50-х годов. И конечно там был раздел с рецептами борщей. Да не одного классического, а целая подборка на разный вкус.

Так вот, выйдя замуж решила, что пора учится готовить, потому как практически сразу после свадьбы мы уехали далеко от родителей и стали жить  самостоятельно. Но в рецептах то никто не пишет, как нужно порезать свеклу (буряк) и не акцентирует внимание на том, что варится он долго. Это теперь с вездесущим интернетом любая малявка приготовит шедевр. А тогда. Первый свой борщ варила не меньше 3-х часов. Муж попробовал и … оказалось, что это не спасло свеклу – она сырая. В рецепте было сказано – порезать длинными брусочками. Вот я и порезала – как картошку фри – бревнами. А поскольку борщ не люблю, то его и не пробовала. Муж сказал что вкусно, но свекла порезана крупно. И потом пару лет, когда мы хотели борщика, свеклу резал он, тонкими брусочками. За год я научилась не перебирать харчами, ела уже и борщи, и супы. Даже не знаю, почему в детстве не ела.

Около 10 лет мне пришлось готовить на две семьи. Изучала разные рецепты, пробовала разные составы. Потом появилась масса кулинарных буклетов, журналов. Готовить становилось все проще, главное были бы продукты. Продукты тоже стали появляться в продаже. Готовить стало еще проще. Когда папа приезжал в гости, то говорил, что я вкусно уже готовлю, но он все равно любит, как готовит мама. И вот наступил момент, когда папа признал, что я готовлю лучше мамы. На свой юбилей он попросил разработать меню, потому как мама готовит вкусно, но просто, повседневно. А он хочет чего-то особенного. Примерно в то же время выиграла в одном журнале конкурс – обеденное меню на троих на определенную сумму и приготовленное за час. Получила денежный приз и купила себе шикарную пижаму. Это в принципе были мои первые заработанные деньги путем написания статей. Кто бы мог тогда подумать, что лет через 10 буду писать статьи и выучусь на СЭО - шника.

Когда была ребенком, взрослые часто смеялись, что собираю рецепты блюд, сведения о выращивании растений. Но как говориться – смеется тот, кто смеется последний. Эти все записи очень пригодились со временем.


 Поэтому поделюсь с вами несколькими наборами продуктов для рецептов борщей.

Именно сочетание ингредиентов делает вкус борща неповторимым. Больше всего люблю борщ на гусином мясе, потом на свином. Да чтобы с грибами и фасолью. И заправленный шкварками с чесноком. Такой термоядерный.

А вот состав для рецепта борща черниговского:
Мясо, капуста свежая, картофель, свекла, кабачок, фасоль, кислые яблоки, томатная паста, помидоры, лук, зелень.

А как вам состав борща с карасями:
Караси, капуста, морковь, картофель, коренья петрушки и пастернака, свекла, лук, фасоль, томатное пюре, свекольный квас или уксус, сушенные грибы, мука, зелень.

Борщ с черносливом:
Свекла, капуста, коренья моркови и петрушки, картофель, лук, сок томатный густой, чернослив, грибы сушенные, масло сливочное, мука, зелень.

Борщ крестьянский
Баранина, свекла, картофель, капуста, фасоль, морковь, кислое яблоко, лук, корень петрушки, сало, томат – пюре, квас-сырец, зелень.

Как видите, что объединяет состав борщей - это свекла. Потому как само слово «борщ», происходит от старославянского «бърщь», украинское буряк. Со временем у каждой хозяйки появляется свой особый состав борща, поэтому найти два одинаковых по вкусу навряд ли получится.

Часто возникают споры между диетологами о пользе и вреде борща. Но не стоит забывать, что это традиционное блюдо славян, которое ели наши предки и многие из них прожили до 90 и больше лет. Причем борщ часто употребляли ежедневно. Кроме того можно приготовить постный (вегетарианский) борщ. Просто нужно относиться с вниманием к организму, возможно кому-то он и не подойдет.


Вот интересно узнать – готовите ли вы борщ и отходите ли от классического рецепта. 

16 комментариев:

  1. Свет, борщъ практически еженедельно, вегетарианский, летом с ботвой свекольной и щавелем и томатами свежими, зимой с капустой свежей или квашеной, вот про фасоль и грибы не знала))) это у меня отдельные супы) теперь буду пробовать.
    Свеклу и морковь стругаю спец штучкой для корейской моркови, получается тонеько и вкусненько. Зимой для сытости могу добавить ложку пшеничной сечки-крупы.
    Я замуж вышла в 23 кроме яиц в разном виде не могла ничего)))) первый плов полетел в мусорное ведро, я не добавила воды))))жареный рис с мясом, представь!!!
    Скусный пост, спасибо! Буквально вчера был борщик на обед.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, я тоже возрадовалась,когда терочки для морковки корейской появились. Сразу пропала проблема тонких брусочков. Времени то пошинковать нормально вечно не хватало, особенно когда хозяйство было большое. Утром рано встал и весь день как белка в колесе.
      В нашей местности любые первые блюда с кислой капустой называют щами. Даже если это по составу борщ.
      А вот плов без воды в 23 это нормально. У меня свекровь такое в 62 сотворила.Замуж она вышла, свекровь готовила. Как только свекровь умерла, младший сын привез жену, да еще из Казахстана. Естественно плов она готовила.потом мы приехали, я стала готовить. Свекровь по сути никогда не готовила. А когда мы разругались окончательно и стали отдельно питаться, то случился казус. Я была как раз на выходном. Стою. мелочевку стираю на руках. А из кухни долетают ароматы горелого. Десять минут, 15, 20. Спрашиваю свекровь, что случилось, что у вас горит.А она - я плов готовлю. Уже 30 минут, но он не готовиться,а горит. Я ей - а воду вы когда наливали. Ответ - а что нужно воду наливать. Так что Аня ты в свои молодые годы была гением кулинарии. Мой первый плов был вязкой непонятной субстанцией. Тогда еще и рис такой был сорт - какой достанешь. Так что надо было повозиться чтобы что-то получить без знаний.

      Удалить
  2. Мои вчера доели борщ. Но его у нас готовит мама. И любит его тоже она)))) И муж мой;) Но он - иногда. Я борщ не люблю. Даже не так. Я его съем только в состоянии жуткого голода, если больше нечего есть. (кстати, как раз в июне, когда меня "сдавали" в роддом, и мне пришлось долго ждать, когда кого-то выпишут, чтобы для меня освободилось время, а я с утра не емши, был обед, а на обед... борщ... и я реально была голоднющей... съела. даже вроде как вкусно показалось, а через пару часов - изжога и отрыжка от него постоянная... и я снова его не ем)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, такой может быть. Вот поэтому борщ не всем рекомендуют есть. У него слишком активная среда из-за концентрированного бульйона.

      Удалить
  3. Сейчас в дачный сезон в борщ кладу свеклу, морковь, лук, щавель, зеленый горошек, брокколи и кабачки + зелень (какую найду), правда не знаю борщ это или уже нет?)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, :))) если свекла есть, можно и борщем назвать. Судя по тем рецептам что я написала. Тем более это из очень серьезных старых изданий, а не таких как сейчас брошюр. А тогда печать ой как контролировали.

      Удалить
  4. А какой, по-твоему, классический рецепт!
    У нас, конечно, не классика: свинина с говядиной, картофель, квашеная капуста, капустный сок, свежая капуста для хруста, лук, морковь, консервированные посидоры без кожи в собственном соку, кетчуп, томатный сок, перетертый с салом чеснок, лаврушка, сосиски, бекон, грудинка, соль крупного помола, свекла отваренная заранее с уксусом и тушеная на сковороде с уксусом, конечно. И слегка варьируется состав: грибы, репа, перец болгарский и даже баклажан)))
    Но это не я, Светик, это Игорь!:)))
    Борщ любят все! В технологии приготовления всякие заморочки, типа вот свеклы разной. Приготовление у мужа - целый ритуал, начиная с похода на рынок:))) Готовит много, на три семьи, в специальном ведре:))) и поэтому называет свой борщ "Ведёрный":)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вообще-то, вспомнилось: "Борщ он делал быстро: покупал в магазине винегрет и заливал его кипятком.":)))))))))

      Удалить
    2. Кстати, это про меня))))

      Удалить
    3. Танюша, судя по старым печатным изданиям классика это на мясе или костях с картофелем, свеклой, капустой, зажарочка (там уже зелень разная, специи,коренья по вкусу). То есть без рыбы,грибов и уж точно без чернослива.
      Борщ из винегрета это конечно "круто". Хотя довольно рационально по экономии времени.
      Мой муж тоже как-то борщи готовил, когда я работала по выходным. Но очень жирный получался, даже ему жирно было. А вот дочка готовила борщ уже лет в 11 -12. Тоже из-за моей работы. Вкусно и все гармонично. Она вообще перфекционист, поэтому и результат такой.

      Удалить
  5. Из-за аллергии у дочери мы много лет готовили супы без мяса, в т.ч. и борщ. Врачица сама научила меня долго и нудно парить овощи в городских условиях на газовой плите. Зять мой никак не мог понять, как это - суп без мяса. Часто я добавляю в него фасоль, лучше красную.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, да, проблемы со здоровьем могут очень влиять на меню. У меня дочка многих продуктов не переносит. ей так хочется лучка, чесночка, а нельзя. А что , например, за котлетки мясные без этих ароматных овощей. Не то уже.

      Удалить
  6. Свет, с удовольствием всегда читаю тебя. Спасибо за наработки:) Теперь поэкспериментирую. Тем более решила выходить из зоны комфорта в готовке. А то все одно и тоже, одни те же продукты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Майя, когда-то как муравей все собирала. Кто знал что появиться интернет - всему совет. Но так интересно порыться в своих детских записях.
      Я тоже часто думаю о меню. Хочется что-то приготовить вкусненькое. Вот лазанью хочу. Но это столько возни, времени жалко. Вот и кушаем что попроще и побыстрее.

      Удалить
  7. Иногда варю борщ,люблю его за прекрасный бордовый цвет))ну и на вкус тоже неплохо получается)у меня состав продуктов проще некуда:мясо,морковь,лук,свекла,картошка,капуста,укропные семечки,иногда зелень,ни уксуса,ни острого ничего не добавляю,поскольку мой желудок этого не очень любит)))спасибо за рецепты,идея с кислыми яблоками меня вдохновила!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, к сожалению моя дочка тоже плохо переносить пряное, острое. Поэтому чаще приходится попроще заправлять. Хотя очень люблю добавить ароматные смеси типа хмели - сунели. Ух,тогда вообще борщик получается термоядерный.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...